Skip to content

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх — естественная реакция познания окружающего мира. Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи. Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов. В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.

Возрастная динамика страхов

К концу дошкольного возраста формируется множество новообразований. Одно из них — обобщение переживаний, появление внутренней жизни, которая отныне будет являться регулирующим фактором поведения. Именно появление внутренней жизни, по мнению Л. Обуховой, является базовым для понимания причин кризиса семи лет. Обратимся к другим причинам. Мы уже писали в данной главе, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется личное самосознание — понимание того, на какой низкой ступени он стоит в системе отношений в обществе.

Возрастные страхи у детей. а с другой — быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.

Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего"я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной"уродливой" фигуре,"некрасивых" чертах лица и т. Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т.

Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

Методы коррекции и профилактики страхов 1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка. Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача — научить ребенка испытывать положительные эмоции. Это может быть достигнуто разнообразными игровыми методами. Проведя с ним одну игру и повысив одновременно эмоциональный тонус ребенка, надо договориться с ним об игре на следующий день.

Ожидание будет поддерживать положительный эффект от проведенной игры или даже усиливать его.

Автором рассказывается какими методиками можно выявить страхи у и подростков» в году были предложены возрастные нормы страхов и их .

Опущена, иногда отвёрнута или откинута назад. Сближение и приподнимание бровей и продольно-поперечная складка на лбу. Расширение глазных щелей, напряжение нижнего века. Поперечно растянут при активных формах страха. Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак.

Избавляемся от «чудовищ»: детские страхи и их преодоление

Детский страх - возрастная норма или патология? В каждом возрастном этапе есть характерные страхи, которые при условии нормального развития со временем исчезают. Например, дети от рождения до шести месяцев боятся резких звуков, шумов. От семи месяцев до года остро переживают отсутствие мамы, а также боятся чужих людей. На втором году жизни дети могут боятся разлуки с родителями, темноты. А к трём годам появляется страх новой обстановки, животных, больших машин.

Усвоение первичных норм поведения возможно, по-видимому, в результате страха темноты (фантазии, воображение); • страха определенных или.

Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо. Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться. Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка.

Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков. Информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста можно найти в публикациях известного санкт-петербургского психиатра, специалиста по детским страхам А. Например, в возрасте 3-х лет нормой для мальчиков будет 9 страхов, для девочек — 7, в 4 года для мальчиков 7, для девочек 9 страхов, в 5 лет для мальчиков 8 страхов, для девочек 11 страхов, в 6 лет для мальчиков 9 страхов, для девочек Определенные страхи являются нормальным явлением для конкретного возраста и связаны они с познанием ребенком окружающего мира и себя в этом мире: До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: В 2 года дети боятся неожиданных непонятных звуков, наказания со стороны родителей, поездов, транспорта, животных.

Дети боятся засыпать в одиночестве. С 2-х до 3-х лет дети задают вопросы: Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты.

Исследовательская работа «страхи обучающихся 4 класса» Работу

Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз. Часто ритуалы шокируют окружающих. Страх условно делится на ситуативный и личностный.

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА страха. не случайна, так как они раньше , чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей.

Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу. Чуть, что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться. Капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно. Все больше грустит и печалится без видимой причины. Как и впервые годы снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

Во время тихого часа ночного сна долго не засыпает без присутствия рядом воспитателя родителя , беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя после сна. Становится повышенно возбужденным, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий. Появляется выраженные страхи, опасения, боязливость любых новых, неизвестных или ответственных ситуаций. Нарастает неуверенность в себе, нерешимость в действиях и поступках.

Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время. Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

Снижается аппетит, часто подолгу болеет, повышается без причины температура, часто пропускает детский сад.

Таблица детских страхов

Утвердительные ответы ребенка на вопросы засчитываются как один балл. Если с ребенком беседуют родители, то предлагаем задать дополнительные вопросы, которые касаются взаимоотношений ребенка с педагогом: Для пятилетних мальчиков 8 страхов являются возрастной нормой, а для пятилетних и шестилетних девочек — Разговоры и убеждения родителей на тему:

Поскольку развитие идет гармонично, т.е. вес соответствует росту (но не соответствует нормам на ее возраст), нам было велено пока.

Первый год жизни Уже с первого месяца младенец субъективно воспринимает окружающий мир, у него появляются первые страхи. Чаще всего они возникают из-за сложностей удовлетворения физиологических потребностей: Примерно в 2 месяца появляется беспокойство при кратковременном расставании с матерью. Начиная с 6 месяцев, ребенок начинает испытывать страх при появлении незнакомых ему лиц, а также при нахождении в незнакомой обстановке.

Младенец боится чужих звуков: страхи от 1 года до 3 лет Очень ошибаются родители, которые считают, что ребенок ещё слишком мал, чтобы понять их ссоры. Он-то, может, и не понимает, но прекрасно всё чувствует. Ребенок до трех лет как никогда требует внимания. Он вмешивается в разговоры взрослых, кричит, капризничает.

Тонус жизни. Откуда берется энергия и краски жизни?

Published on

Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как победить страх, нажми здесь!